Не нужно учить грамматику, чтобы понимать и говорить на английском?

«Хочу говорить на английском, только без этой вашей грамматики!», «Я читаю и понимаю книги без всякой грамматики – это пустая трата времени, главное учить слова», «Толку зубрить грамматику, если я всё равно никогда не употреблю этот Present Perfect Continuous!», «Дети же учат как-то язык без грамматики, значит она не нужна!», «Вот поеду в англоговорящую стану и сразу заговорю!». Это ещё не полный список аргументов «грамматиконенавистников» 😀 Давайте разберемся, нужна ли грамматика при изучении языка, или можно обойтись без неё?

English Grammar
English Grammar

Кому можно учить английский без грамматических правил?

Если вы читаете эту статью, то вам уже точно нельзя! Поезд ушёл, как говорится😈. Изучать английский (и любой другой иностранный язык) без грамматики и правил можно детям дошкольного возраста, которые ещё не умеют писать и читать на родном языке. В этом возрасте обучение происходит с использованием игр, картинок, песен, мультфильмов, стишков, сказок. Дети очень быстро запоминают новые слова и целые фразы, а потом воспроизводят их в речи, не задумываясь ни о каких правилах. Вот как девочка в возрасте 3 лет «читает» сказку о трёх поросятах, практически не делая ошибок. Она понятия не имеет, что в 3-ем лице единственном числе в Present Simple нужно добавлять к глаголу -s 😀, но это не мешает ей правильно говорить:

Печально, что дети забывают так же быстро, как и запоминают. У малышей со скоростью света улетучиваются не только английские слова, но и целые отрезки из их жизни 🙉. Поэтому английский должен присутствовать в жизни ребёнка постоянно (хотя бы мультик 1 раз в день, если остальное лень).

Чтобы говорить на английском, нужно как можно больше говорить, учебники по грамматике этому не научат

Запросы «просто поговорить» без грамматики поступают очень часто. Насколько это реалистично, давайте разбираться. Если вы имеете уровень Pre-intermediate и выше, то почему бы и нет 😎! Дойдя до определённого уровня (а точнее – прорешав кучу учебников по грамматике) многие так и молчат по-английски. Задача репетитора в таком случае – разговорить, используя уже имеющиеся знания ученика. Однако на начальных уровнях такой запрос нереалистичен – говорить-то можно, только чем? Запаса слов нет, а его нужно пополнять из текстов, понять которые трудно из-за незнания элементарной грамматики (неправильных глаголы, например). Как построить предложение, как задать вопрос – всё это нужно знать, чтобы научиться говорить правильно. Я согласна, что сам по себе учебник по грамматике говорить не научит, но если к этому учебнику приложить опытного репетитора с продуманной программой обучения, у вас просто не будет шансов не заговорить.

У меня были и другие запросы – девушка два года жила в англоговорящей стране, работала в аптеке, говорила без проблем, но её смущало то, что она иногда не понимала местных именно из-за нехватки знаний по грамматике. Например, её друг спросил разрешения покурить в гостях, ему ответили:

  • I’d rather you didn’t.

Они оба впали в ступор и не сразу поняли – курить можно или нет? Конструкция I’d rather you didn’t означает строгий запрет в вежливой форме. В обучении ученица хотела сфокусироваться на сложных грамматических конструкциях и попрактиковать их в речи. Самой ей было учить лень 😉, хотя с её уровнем вполне могла.

Грамматика не важна! Главное знать как можно больше слов.

Ещё одна история из жизни. Новый ученик с порога и в ультимативной форме заявил, что грамматику он учить не собирается, чтобы я «даже не думала» ему такое предлагать. Язык ему нужен, чтобы читать и понимать книги. Present и Past Simple он выучил и этого ему достаточно, чтобы всё переводить. С предыдущим репетитором они этим и занимались – читали и переводили адаптированные short stories 🙄. Что тут скажешь?

Во-первых, я даже и не думала предлагать учить грамматику, я такое вообще никому не предлагаю! Боже упаси! Никакой грамматики – учим только язык 😁! Во-вторых, мне было страшно с ним спорить, он был в три раза больше меня, лысый и накачанный 💪 Я предложила следующее: если он (как мастер перевода с большим опытом) сможет перевести правильно 1 предложение, то ОК – грамматику в топку. Предложение очень простое 😉:

  • I used to have a dog.

Видели бы вы его лицо! Сначала напрягся, думал секунд 30, покраснел и сказал: я сдаюсь, это хрень какая-то странная про извращенцев 🙈. Очень удивился и смеялся, когда узнал про конструкцию used to, писал мне потом, что я «открыла ему глаза» на изучение английского и он всё осознал 😂. Так что, слова безусловно важны, но чтобы связать их в кучу, нужно добавить капельку грамматики.

Какой смысл учить сложные времена типа Present Perfect Continuous, если я никогда не употреблю их в речи?

Этот вопрос мучает многих и на него у меня есть ответ. Во-первых, с чего вы взяли что это сложные времена? Посмотрите, книжку для детей 2 лет. Ничего не смущает?😉

Да, да! Это всеми любимый Present Perfect Continuous для выражения злости, досады, раздражения (to express anger, annoyance, irritation). Во-вторых, не хотите употреблять – ну и не употребляйте на здоровье! Однако это не значит, что другие не будут использовать ваши «нелюбимые» времена. А как вы поймёте собеседника, если не знаете, о чём он говорит? Если цель – английский для работы, переезда в англоговорящую страну, экзамен, то времена ты знать и узнавать обязан 😎.

Как правильно учить грамматику?

Грамматика – один из неотъемлемых компонентов при изучении языка. Однако изучать её нужно на практике. Так, чтобы поговорить о прошлом отпуске и путешествиях, мы используем Past Simple. Если хотим дать совет другу – модальный глагол should, поделиться планами на жизнь – to be going to, Present Continuous и т.д. Для закрепления грамматических правил я даю разные коммуникативные задания. Например:

Пассивные и механические упражнения на уроке должны быть сведены к минимуму, однако такие упражнения по грамматике полезно выполнять самостоятельно (если есть ответы и можно себя проверить).

Также одним из эффективных способов тренировки как грамматики, так и лексики вне урока является письменное творческое задание – составить историю с определенными словами, продолжить историю, придумать конец и т.д. Письменные задания готовят вас к говорению, ведь когда вы придумываете историю, то проговариваете её у себя в голове. Так что, как ни крути, а рано или поздно грамматику разбирать придётся, а при правильном подходе вам даже понравится 😉!

Если хотите говорить на английском бегло и грамотно, жду на занятиях! Записаться на бесплатный пробный урок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.